В Орле найден сказочный герой «Мальчик-с-пальчик»

В Орле найден сказочный герой «Мальчик-с-пальчик»

В феврале редакция журнала STUDIO57 объявила конкурс «Сказочная карта России». Читатель, имя которого мы будем держать в секрете, не один день провёл в библиотеке им. Бунина и выбрал пять героев, среди них были и Царевна Лягушка, и Мальчик-с-пальчик и Сивка-бурка. Имя сказочного героя из Орла будет носить Мальчик-с-пальчик, а победитель поедет на матч Россия-Украина на Евро 2012.

Имя нашего земляка Иосифа Фёдоровича Каллиникова (1890-1934 гг.) прочно вошло в историю мировой культуры. Поэт и фольклорист, писатель, драматург и переводчик, издававший свои книги в России, Англии, Америке, Италии, Испании, Германии, Чехословакии, Польше, Португалии, стал отцом сказок Орловщины. Иосиф Каллиников числится среди награждённых комиссией Отделения этнографии Императорского Русского Географического общества за 1914 год: «Серебряная медаль Общества: Иосифу Фёдоровичу Каллиникову за собирание этнографических материалов в Орловской губернии».

Будучи студентом экономического отделения Петербургского политехнического института Императора Петра Великого (1911-1916 гг.), Каллиников, интересуясь народным творчеством, во время летних каникул записал на Орловщине тетрадь народных песен и принёс её в редакцию петербургского журнала «Русское богатство». Результатом поездок Каллиникова явились теоретические работы — «О собрании сказок в Орловской губернии» и «Сказочники и их сказки»: Летняя поездка в Болховский, Севский и Турбчевский уезды Орловской губернии. 570 сказок, циклы свадебных песен, пословиц, поговорок, загадок, народных примет — таков итог летних экспедиций Каллиникова по Орловской губернии. Сказки Каллиникова и его доклады, сделанные на заседаниях сказочной комиссии Русского географического общества, были опубликованы в журнале «Живая старина» (1913-1915 гг.), а основные работы – «О собирании сказок в Орловской губернии» и «Сказочники и их сказки» — выпущены отдельными оттисками.

В поездках Каллиников для более точной фонетической записи текста использовал фонограф, который вызывал большой интерес у крестьян. Иосиф Фёдорович делал запись дословно, с сохранением диалектных особенностей говора. Благодаря этому сказки, записанные им, сохранили детали крестьянского быта и элементы социальных конфликтов. Каллиников в своих работах показывает нам орловскую деревню — нищую, забитую, неграмотную, подчас наивную, но в то же время сильную, талантливую, непокорную.

За рассказанную жителем сказку или пропетую песню полагалось вознаграждение — нитка бус, платок, материя на платье или рубашку. Отправляясь в очередную поездку, Каллиников собирал целые тюки с подарками. В своих исследованиях Каллиников также даёт подробное описание географического положения сёл и деревень, характеристику их экономического состояния, категории населяющих их крестьян, условия быта, особенности фольклора. Собирателю приходилось записывать сказки и в крестьянской избе, и на широкой деревенской улице, и на сельских ярмарках, и ночью у церковных сторожей.

Для Иосифа Каллиникова сказки — не просто явление искусства. Читая его отчёты о летних поездках по Орловщине, видишь, прежде всего, орловских сказочников, своеобразных по характеру и не похожих друг на друга. Одни знают одну-две сказки, другие обладают значительным репертуаром. Одни рассказывают просто, другие выступают как художники-артисты, умеющие покорить слушателей. Сказочники-эпики рассказывают сказки старинные, которые слышали когда-то от дедов и отцов, не изменяя их структуры и внося очень мало личных наблюдений — как «старые люди… завсегда рассказывали».

Каллиников отмечает, что в орловских деревнях встречаются и грамотные сказочники, например Марфа Федосова. Эта молодая шестнадцатилетняя девушка из села Авчухи, Дмитровского уезда. Каллиников писал: «В виду того, что почти всё зажиточное население села переселилось с Сибирь, а оно как имеющее больший досуг и меньшую нужду, является в большинстве случаев хранителем народной литературы, то вместе с ним исчезла и старая сказка. Теперь редко даже поются песни, и их сменила частушка. Отыскать в селе сказочника мне не удалось, и единственным рассказчиком была шестнадцатилетняя девушка. Сказок она не читала и рассказанные ею она слышала от матери и бабки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.