Орловский художник Юрий Мухин: В попытке остановить время

Орловский художник Юрий Мухин: В попытке остановить время

Когда у наших потомков лет через 100 возникнет необходимость понять, когда же началось всеобщее безумие, они вспомнят про наш век — время начала инфернальной информационной агрессии. Количество услышанного, увиденного, с которым нам теперь приходится сталкиваться, огромно. Ежедневно наш мозг накрывает лавиной разнообразных звуков, изображений. Удивительно, но нам как-то удаётся это фильтровать, хотя часть всё-таки оседает в нашем сознании.

Наиболее уязвимы перед визуальной атакой, конечно, художники… Каждый день они видят творчество преуспевающих мастеров, знают, в чем секрет их востребованности, иногда известен даже алгоритм их успеха. Устоять от соблазна подражательства, найти и не потерять собственный стиль удаётся немногим.

Чем живут такие художники-индивидуалисты, насколько сильно ощущают бешеный ритм современного времени, я попыталась выяснить в диалоге с Юрием Мухиным.

юрий мухин

Юрий, как Вы считаете, живопись отражает течение жизни? Есть ли что-то объединяющее в работах современных художников, или современное искусство — это эклектика стилей, что-то «вторичное»?

Так или иначе, но искусство всегда будет отражать течение жизни, ведь все мы движемся в едином временном изменчивом потоке. И если художник начинает глубоко погружаться во всю чехарду мимолётных явлений, он становится скорее политиком, чем художником. Творцы же аппелируют к тому, что безымянно, что всегда остаётся неизменным, к явлениям, не подверженным течению времени.

Все художественные стили, присущие разным эпохам истории, на мой взгляд, подобны фантикам. Они все разные, разноцветные, но, по большому счёту, лишь фантики, за которыми может что-то скрываться, а может — и нет. Если произведение «проработано Духом», то оно становится бессмертным, на все времена, и тут уже не важно, в какой фантик оно завёрнуто.

Скифия
Скифия

Как развивается ваше творчество? Почему вы отошли от академических традиций живописи, рисунка?

Наверное, как-то развивается, это для меня главное. Художник всегда в пути, где нет проторенных дорог. А если они и есть, то их, на мой взгляд, нужно отвергнуть.

Творческий поиск — одиночное плавание. Ночью посреди безбрежного океана художник сидит в своём ялике. Нет ни карты, ни маяков. Лишь далёкие звёзды мерцают в морозном небе, которые, конечно, могут дать какую-то подсказку и направление. Но уверенности нет. Остаётся довериться своей интуиции: услышать ритм своего дыхания и грести в такт ему.

Я никогда не был приверженцем академизма. Конечно, в пору ученичества это неизбежно. Но, к сожалению, методический подход в наших учебных заведениях остался ещё с советских лет. В своё время мне повезло с учителем — Каревым В.И. Он говорил так: «Делайте, как угодно, но только, чтобы это было хорошо». После ОХУ поступил в Орловский Государственный университет на отделение «графика». Выдержал там буквально 4 месяца, а потом просто перестал ходить. С большим удовольствием бродил по лесу или шёл на этюды. За это и был отчислен. Но я считаю это «божьей милостью».

Лунный дом
Лунный дом

Мейнстрим современной живописи — гипертрофированный реализм изображения, когда даже при ближайшем рассмотрении трудно понять — перед тобой фото или рукотворное произведение… Писать в такой манере — это достижимый навык художника или уникальный дар? Если бы вам заказали работу в такой манере, смогли бы Вы повторить мастерство Р. Лонго, Д. Фацио?

Нет, конечно, и не пытался бы. Это нужно быть Лонго, ну или, на крайний случай, Фацио. Я же в своём творчестве стремлюсь быть только собой. И чем я ближе к себе, тем дальше от Лонго и Фацио.

Недра
Недра

Современный успешный художник должен быть конформистом? Мне кажется, есть очевидный путь к успеху: пишите большой парадный портрет губернатора, на заднем плане аккуратно размещаете конный памятник Ивану Грозному, озадачиваете почту России нестандартной бандеролью, и на следующий день после доставки — вы знамениты, а там и достаток подтянется…

Это, конечно, можно, и многие прельщаются и идут этой дорогой. Но у меня другие ориентиры. Многие думают, что «художник» — это профессия такая. И нужно только получить соответствующий диплом об окончании престижного ВУЗа, а дальше «дело в шляпе». Потом, конечно, иллюзии рассеиваются и художниками становятся только единицы. Быть художником — это судьба, а не профессия.

Чужой город
Чужой город

Расскажите про художественную артель «Радари»!

Сообщество возникло в 2014 году. Организовала его моя супруга с целью объединения молодых художников, музыкантов, поэтов для совместных организации и проведения художественных выставок, концертов, поэтических чтений, творческих вечеров и т.д. В общем, была создана некая площадка, где творческие люди могли свободно себя выражать. На сегодняшний день нами проведено пять выставок. И если ещё 2 года назад в нашей первой выставке приняло участие 20 человек, то на сегодняшний день нас осталось всего пятеро. Это те, кто «не потух» и продолжает творить: Татьянана Костырина, Людмила Капитонова, Агатолий Федай и я со Светланой.

Сейчас у нас в планах большая тематическая выставка «Письма Ван Гогу», для которой никак не можем найти в нашем городе выставочного пространства. Возможно, что выставку сделаем выездной.

Fairy
Fairy

Орловский музей изобразительного искусства открывает выставку репродукций картин Ван Гога, мне кажется ваши «Письма к Ван Гогу» могут найти там своё место?

Мы как раз там и планировали выставляться. Намечалась выставка на 100 работ: живопись, графика, керамика. И, вроде бы, музей заинтересовался, а мы, окрылённые, начали трубить о грядущем событии. Но в итоге оказалось, что нам решили выделить только зал на 16-20 работ в музее Курнакова, а этого совсем недостаточно. По этой причине «Письма» будем проводить где-то ещё. Групповой выставки сделать, видимо, не получится, поэтому, наверное, будет персоналка. И на том спасибо.

А ещё у нас готовился проект с хлёстким названием «Картины гениальные и так себе», который хотели реализовать в выставочном зале Союза художников, но там сейчас крыша в аварийном состоянии, и вообще ситуация непростая, поэтому тоже откладывается до лучших времён.

Подсолнухи для Ады
Подсолнухи для Ады

Как проходит организация художественных выставок в Орле?

Обычно, когда мы приходим куда-то, чтобы договорится о выставке, первое, что у нас спрашивают: «А вы вообще кто? Вы члены Союза Художников?» Когда мы отвечаем, что ни в каких союзах не состоим, то, как правило, разговор на этом заканчивается. Дальше слушают только из вежливости. Фотокопии работ, которые мы приносим для ознакомления, уже не интересны. Вообще, наш город, как мне кажется, в этом отношении уникален. Другого такого, наверное, не найти.

Когда уснули звездочеты
Когда уснули звездочеты

Если залог успеха экспозиции — быть членом Союза художников, почему Вы избегаете эту организацию?

Совсем не избегаю! Я как раз туда уже внедряюсь. На пару с Анатолием Федаем, моим доблестным товарищем. Надеюсь, это произойдет уже в этом году. Не знаю, изменит ли это что-то в плане организации выставок, но надеюсь, что будет полегче. В общем, стараюсь жить по принципу: «Что приходит не отталкивай, что уходит не удерживай».

Встречая рассвет
Встречая рассвет

Вы считаете, что для художника профессиональное обучение — способ установить рамки для творчества, а не раздвинуть их?

Нет, я бы сказал, что нужно знать своё ремесло, но не быть ремесленником. Расскажу такую историю, она мне страшнейшим образом понравилась. Скульптор К. Бранкузи, который был в некотором смысле учителем А. Модильяни, сказал ему однажды такие слова: «Истинные произведения искусства, шедевры всегда делаются очень быстро и легко, играючи, и это совсем не сложно. А вот привести себя в то душевное состояние, в котором может родиться шедевр — это уже очень непросто…» Понимаете, в чём дело? Бранкузи в двух словах смог передать всю суть художественного творчества.

И если ты начинаешь творить в этом состоянии, то всё будет «правильно» и пропитано Духом. Это уже мистерия… Стены никаких университетов этому не научат. Горшки только научат рисовать определённым образом.

Любить

Завершая диалог с художником, хотелось бы сказать несколько слов о его живописи. Работы Юрия далеки от традиционных, в них чувствуется влияние Модильяни, Ротко, Мунка, но они не лишены авторского стиля, узнаваемы.

Воскресное утро каждый день
Воскресное утро каждый день

STUDIO57 с нетерпением ждёт портрет победителя репоста этой статьи в вконтакте и надеется, что картина станет счастливым билетом для художника. Поможем талантливому человеку выйти из тени — остальные найдут выход сами!

Телефон: 8 (910) 203-37-87,
Почта: svetlana-muhina-k@yandex.ru
ВК: vk.com/id27818957

Федула Дорофеева

1 комментарий к записи “Орловский художник Юрий Мухин: В попытке остановить время

  • 25.11.2016 на 21:12
    Permalink

    Отличные вопросы и художник тоже интересный)))))

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.