Художник Светлана Мухина: мир, собранный по кусочкам!

Орловский художник Светлана Мухина: мир, собранный по кусочкам!

Уныние и тоска чувствуется в настроении многих. STUDIO57 объявляет протест сезонной хандре: открывает «кабинет» арттерапии и начинает серию статей-интервью с молодыми орловскими художниками.

Светлана Мухина

Родилась в с.Крутое, ст. Нетрубеж, Колпнянского р-на, Орловской обл. Закончила ОХУ по специальности Живописец-педагог. Преподаватель в «Знаменской ДШИ», участник художественных выставок Союза художников и самоорганизованных выставок, один из организаторов «Творческой артели Радари».

светлана мухина

Если на выставке вы приблизите свою руку к картине, то, скорее всего, вами заинтересуется охрана. Но невозможно устоять от желания прикоснуться к работам орловской художницы Светланы Мухиной. Её «холсты» не обыденные плоские, а объёмные, скроенные, простроченные, расшитые бисером, пайетками, пуговицами, они оказались притягательными не только для взгляда, но и для осторожных прикосновений.

светлана мухина

Удивительный ассамбляж из портновских материалов создаёт ощущение театральных декораций к сказке, а сюжеты работ Светланы отсылают к детским сновидениям и иллюзиям взрослых.

светлана мухина

светлана мухина

Сложно оторвать взгляд от лоскутных панно: рассматриваешь их пристально, детально. Удивляет точное сочетание цветов и фактуры текстильных блоков, простота линий вышивки. В разнообразии материалов, из которых выполнено панно, не чувствуется ничего лишнего, всё гармонично вписано в единую тему или сюжет. Видимо, в этом и есть проявление настоящего мастерства и врожденного вкуса.

светлана мухина

светлана мухина

Светлана, расскажите о процессе создания лоскутного панно.

Весь процесс создания панно происходит по большей части ночью, когда уложу ребёнка спать, иногда в дневное время могу выкроить пару часов для работы. Поэтому на создание одного панно может уйти много времени: от недели до месяца. К концу работы я, в прямом смысле, уже не могу смотреть на свое творение — настолько оно меня опустошает!

Идеи появляются по-разному, иногда где-то что-то увидишь или услышишь… «Странную женщину» стала вышивать после того, как услышала песню М. Муромского.

светлана мухина

Как-то по ТВ шла передача про этого певца, потом его попросили выступить, и он стал петь «Странную женщину». Женщины в зале слушали с такими воодушевленными лицами, будто он пел для каждой из них, ну, я тоже села на диван и стала слушать… И как же меня зацепило! Я как раз в декрете была: послеродовая сентиментальность и всё такое, и явно почувствовала себя этой странной женщиной. Вечером набрала лоскутов и стала вышивать.

Предварительные эскизы я делаю очень редко. Возможно, в силу еще своей незрелости у меня не хватает запала на полноценные эскизы. В моём случае либо проработанный эскиз, либо сразу делаю в формат. Когда уже в эскизе я получаю удовлетворяющий меня вариант, делать работу мне уже неинтересно, нет искры больше. Даже в воображении я не всегда могу представить окончательный вариант… И часто случается так, что работа получается уже совсем другой, нежели представляешь изначально. В задумке, конечно, все намного круче и правильнее.

В своих работах вы используете части «бывшей одежды», придаёте ли вы этому какое-то особое значение или пользуетесь подручным материалом как способом выразить задуманное?

В большинстве случаев такие лоскуты идут как основа для панно. Какого-либо сакрального значения этому я не предаю. Лоскуты, бисер, нитки я воспринимаю так же, как краски живописец. Благодаря родителям и друзьям, таких красок у меня уже несколько пакетов.

Многие критики современного искусства провожают живопись в последний путь, считают, что будущее художников за «смешанной техникой». Вы с этим согласны?

Не соглашусь. Классическая живопись и смешанная техника, мне кажется, всегда будут существовать, идя рядом. Всякое противостояние в искусстве я считаю глупым. Есть искусство и разные языки, на которых говорят художники, разве можно какой-то язык выделить и назвать его лучшим, правильным и истинным?

Ваши работы очень оригинальны, в тоже время их прикладной характер связывает ваше творчество с традиционными народными промыслами: вышивкой, лоскутным шитьем, бисероплетением… Насколько актуальными, в коммерческом плане, являются такие работы?

Я хочу верить в то, что они актуальны… Но у меня не получается зарабатывать на этом. Украшениями я занимаюсь теперь, если только есть конкретный заказ, ведь, как Вы заметили, они оригинальны, т.е. не очень похожи на классические украшения, которые хотят носить дамы. То, что я делаю, подчас получается смешным и ироничным.

светлана мухина

светлана мухина

Были ли у вас предложения от известных орловских частных ателье о совместном сотрудничестве? У вас замечательная коллекция украшений: колье, броши могли бы стать ярким акцентом к одежде местных портных и модельеров…

Однажды по протекции подруги я отнесла свои работы в один модный дом, там они благополучно полежали на полочке, и через месяц я их забрала. Из меня плохой рекламщик, что тут еще скажешь… Пойти за кого-нибудь попросить я могу, а свою персону осветить храбрости не хватает.

светлана мухина

светлана мухина

светлана мухина

светлана мухина

В преддверии новогодних праздников наши граждане устремятся за «оригинальными» подарками. Многих нечистая понесёт на центральную улицу города, где всесезонно торгуют «живопИсью», объясните, что за чёрт это малюет…

Я и сама не знаю… Талантливые коммерсанты — сразу видно: раскрашивают цветную печать на холсте… Люди делают деньги и, судя по тому, что сидят они там не первый год, делают это хорошо.

К своему стыду, могу признаться, что только после первого года обучения в ОХУ я стала понимать, что есть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО, а есть «НА МОСТУ», но многие этой разницы не видят.

Хотя кого тут можно винить: поколение наших родителей жило во время «сурового реализма», и думали они о том, чем и как прокормить своих детей… Похожа сирень на сирень — это правильно и красиво, это искусство, а какой-либо уклон в авангард — это уже «мракобесие» или «ни о чем». Но мы живём в другое время, в котором художественные выставки уже не разгоняют бульдозерами, и не нужно работать «подпольно», правда, отношение к искусству от этого более внимательным не стало, потому что сейчас всем всё равно. Просто безразлично.

В нашем городе много классных художников, но мало кто об этом знает. На художественные выставки ходят только художники, сложившаяся тусовка, обычным людям мы, к сожалению, не интересны.

Светлана, но не лучше ли для художника открытое противостояние агрессии публики, чем полное безразличие к своему творчеству? Для успеха нужна провокация, скандал, разве Вы так не считаете?

На мой взгляд, скандал для привлечения интереса имеет место там, где больше нечем привлечь внимание. Провокация — да.

Полное безразличие я воспринимаю как ту же скрытую агрессию. Если противостояние действительно существует, то пусть лучше оно выливается в открытую дискуссию, критику. Агрессия возникает от непонимания, а как можно понять, если нет диалога?..

Надеюсь, после наших публикаций диалог появится, ведь он необходим не только художникам, но и нам, чтобы чувствовать движение времени, развивать восприятие прекрасного и просто не закостенеть душой.

По вопросам заказа и приобретения работ Светланы Мухиной обращайтесь по телефону 89102033787, по почте svetlana-muhina-k@yandex.ru или в ВК vk.com/id27818957

Федула Дорофеева

2 комментария к записи “Орловский художник Светлана Мухина: мир, собранный по кусочкам!

  • 16.11.2016 на 23:17
    Permalink

    Ну что ж Вы, Светлана, с такими золотыми руками и воображением, можно шить т.н. «развивающие коврики» для малышей, стоят они недёшево в интернетах, так как ручная работа, а ваши шедевры могут идти в категории «люкс»))))

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.