Образцовый учитель физкультуры

Образцовый учитель физкультуры. Ольга Меркулова о победах и профессии

27 марта 2016 г. в Сочи проходил ежегодный полумарафон «Sochi autodrom Top Liga Cup 2016» для 29 стран, 3 500 спортсменов из всех регионов России. Орловскую область представляла Ольга Меркулова, учитель физической культуры школы №27. Ольга привезла из Сочи заслуженную медаль за 3 место (медаль финишёра) в забеге на 5,5 км. Но, как оказалось, не только эта победа заслуживает похвалы. Ольга Меркулова – потомственный учитель физической культуры и свою профессию считает лучшей. В интервью studio57 она рассказала о том, каким должен быть учитель физкультуры, как личным примером можно мотивировать школьников на результат.

2

Почему выбрали для себя профессию учителя физкультуры?

Выбор профессии был предопределён моим рождением. Я педагог в третьем поколении. Дедушка был учителем физкультуры, бабушка — географии, мама — физкультуры. И я не жалею о выборе профессии.

Вы побывали в Сочи на ежегодном полумарафоне «Sochi autodrom Top Liga Cup 2016»? Как Вы туда попали?

Вконтакте есть группа «Бегущий Орёл», её организаторы Владимир Ефремов и Игорь Ковтун регулярно приглашают жителей города присоединиться к пробежкам в рамках общероссийского движения «ParkRun». Такие спортивные слёты проходят по воскресениям в 10:00, старт от Стеллы (место слияния реки Ока и Орлик). Каждый горожанин бежит в своём темпе и на выбранную дистанцию. Благодаря информации, которую руководство группы постоянно обновляет, подписчики в курсе всевозможных марафонных забегов страны. Мне захотелось принять участие в ежегодном полумарафоне «Sochi autodrom Top Liga Cup 2016», я оставила заявку и оплатила взнос. Из Орла нас было всего два человека, в следующем году ожидается целая команда бегунов.

1

С чем Вы вернулись из Сочи?

В своей возрастной категории я заняла 3 место в беге на 5,5 км. В общем зачёте была 222 из 1 228 участников. Проходили соревнования на престижной трассе «Формула 1» в двух дисциплинах: 5,5 км и 21 км. Могу сказать, что это был настоящий праздник здорового образа жизни и развития циклических видов спорта в России. Я очень довольна результатом и участием. Приятно возвращаться к любимой работе с победой.

5

6

Вы преподаете в школе №27, где только закончился капитальный ремонт. Что-то изменилось в спортзале?

Конечно, изменилось. У нас теперь большой спортивный зал, удобные раздевалки с душевыми кабинами для школьников. Для занятий физической культурой предоставлено новое современное снаряжение: канаты, гимнастический конь и козёл, гимнастическое бревно, маты, параллельные брусья и др. Многое мы сохранили от «старого» спортзала.

Как вы оцениваете эффективность школьных занятий физкультурой?

В рамках учебной недели у учащегося должен быть оптимальный режим двигательной активности. Уроки физкультуры призваны обеспечить минимум такой активности — 3 часа в неделю. Моя задача — вовлечь детей в спорт, хотя бы на школьных уроках.

Вы говорите, что одним из критериев оценки занятий является посещаемость. Но, например, в мои школьные годы многие прогуливали физкультуру. Сейчас так же? И почему многие дети прогуливают физкультуру?

Прогуливали и будут прогуливать всегда. Иногда учащиеся могут не заниматься на уроке физкультуры, сославшись на плохое самочувствие. Обычно это касается школьников старших классов. Подростки придумывают разные причины, чтобы прогулять, и все это из-за страха быть неуспешными в глазах одноклассников, из-за боязни неудачи. Роль учителя в этом случае очень важна.

Часто дети стесняются своей худобы или полноты. И как физическая культура может им помочь?

На уроках учащимся предоставляются теоретические сведения о правильном питании, режиме двигательной активности, приводящей к снижению или набору веса. Я лично отслеживаю индивидуальные способности школьника и даю рекомендации, например, в каком виде спорта наиболее оптимально раскроются именно его физические данные. Мы сотрудничаем с тренерами по многим видам спорта и, если ребенок желает, помогаем ему найти себя в спорте. Детей надо мотивировать, показывать им заботу, тогда они начнут проявлять истинный интерес к учебе, спорту, работе, жизни в целом.

Много ли детей школьного возраста с нарушением осанки, избыточным весом?

Факторы, о которых Вы говорите, напрямую зависят от возрастной категории. Например, в пятых — шестых классах каждый третий ребёнок страдает нарушением осанки. Избыточный вес часто касается девочек в начале становления гормонального периода, но это у многих проходит. Нарушение осанки чаще всего встречается в начальных классах из-за слабости мышц спины. В 5-6 классах каждый третий ребёнок страдает избыточным весом. Начиная с седьмого класса, дети, как правило, стараются следить за своим питанием, активно заниматься спортом и обе проблемы уходят.

3

Нужно ли в таком случае детям-школьникам давать дополнительные спортивные нагрузки?

Обязательно! Школьная программа обеспечивает только минимум двигательной активности ребёнка. Конечно, мы, педагоги физической культуры и спорта, делаем максимум: устраиваем эстафеты, соревнования, коллективные спортивные игры, домашние задания и т.д. Я полностью поддерживаю родителей, которые заинтересованы в укреплении здоровья своих детей, участвуют в развитии уровня физической подготовленности ребёнка.

Какие секции вы бы рекомендовали особенно? Сколько раз в неделю ребенок должен их посещать?

Главное, чтобы занятия приносили удовольствие ребёнку. Обычно выбор вида спорта ложится на плечи родителей. Но очень важно предоставить право выбора самому ребёнку. А это значит, что он должен иметь представление хотя бы о нескольких видах спорта, причем не в теории, а на личном опыте.

4

Многие спортивные секции так же, как и школы закрываются на каникулах. Правильно ли, что дети отдыхают в летнее время от всего?

Это не совсем так. Летний отдых от спортивных занятий бывает кратковременным. В период летних каникул тренеры выезжают со своими воспитанниками в летние загородные лагеря, где тренировочный процесс проходит даже в усиленном режиме. Если по тем или иным причинам ребенок не вовлечен в лагерную жизнь, значит, родители должны позаботиться о том, чтобы мотивировать своих детей на спорт, оставить компьютеры, пойти на прогулку с друзьями. Настоятельно рекомендую и родителям выезжать с детьми на природу, кататься в парке на велосипедах, роликах, играть в футбол и другие игры.

Да, нам, родителям, не помешало бы «размять косточки», ведь после окончания школы мы забываем о таком предмете как физическая культура. Годами ведем статичный образ жизни. Однозначно это плохо, но как себя заставить?

Это уже дело личное. Каждый должен определить для себя: быть здоровым, подтянутым, физически выносливым или жирным, грустным и больным. Каждый человек должен найти свою мотивацию. Кто-то хочет похудеть, кто-то — укрепить мышечный корсет или просто продлить годы своей молодости и двигательной активность. Самое трудное — это собраться и выйти на тренировку.

Дачные нагрузки — это хорошо?

Уборка квартиры, мытьё посуды, глажка белья, дачные работы не считаются спортивной нагрузкой и не несут пользы, кроме утомления, так как проходят на низкой частоте сердечных сокращений и не укрепляют мышцы. Поэтому дачные или домашние работы не стоит рассматривать как спорт.

Сколько времени мы должны уделять физическим нагрузкам. Она разная, например, у подростка и пенсионера?

В этом вопросе я бы вообще не стала делать упор на возраст. Занятия физическими упражнениями полезны абсолютно всем и всегда. Главное — знать свои физические способности, посоветоваться с врачом, выбрать единомышленника и найти свой путь в спорте. Движение – это жизни, а жизнь – это движение! До встречи на беговой дорожке!

ФИО: Меркулова Ольга Николаевна
Возраст: 42 года
Образование: ОГПУ, факультет иностранных языков, отделение французского и немецкого языков (1996 г.); Орловский спортивный техникум (2014 г.), специальность — педагог по физической культуре и спорту.
Хобби: бег, путешествия, французская и русская классическая литература, музыка, вокал.
Достижения: медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», диплом за участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры 21 века», благодарность администрации города Орла «За подготовку и проведение физкультурно-массовых мероприятий и соревнований, за вклад в развитие физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни среди учащейся молодёжи в городе Орле», диплом участника конкурса «Учитель года города Орла-2011».

Вифания Инкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.