Добро пожаловать в коммуну!

Добро пожаловать в коммуну!

Куда бы вы отправились, если бы оказались за пультом машины времени? Я бы развернула таймер вспять, и оказалась в коротком периоде 20-х, начала 30-х годов, в СССР! Да… Было время, время свободного творческого поиска и смелых экспериментов!

Идейную молодежь и прогрессивную интеллигенцию тогда будоражила идея жизни в коммуне: небольшом коллективе, объединённом общей творческой, научной или профессиональной работой, совместным досугом. Частное объявлялось пережитком буржуазии, а радикально настроенные коммунары отрицали даже семейные узы! Все общее: жены, мужья, дети!

Кажущаяся сейчас абсурдной, эта идея стала приоритетной для молодого советского государства на целое десятилетие. Возникла потребность её социальной реализации.

Новому обществу на пути к светлому будущему требовалась коренная перестройка прежнего жилого устройства. За это с пылким энтузиазмом взялась группа блестящих архитекторов-авангардистов. В Москве, Питере, Екатеринбурге и других крупных городах началось строительство домов-коммун, так называемых фаланстеров.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В УТОПИЮ!

За нарядными фасадами столичного проспекта Новинского, в глубине парка музея Ф. Шаляпина скрывается удивительный дом. Сейчас он напоминает больной зуб.

коммуна

коммуна

Жёлтые облупившиеся стены со ржавыми подтеками, уродливыми заплатами, а ведь раньше его называли «кораблем»: белоснежное здание с лентами окон вдоль наружного фасада словно парило в воздухе, первый этаж отсутствовал, дом располагался на высоте 2.5 м от земли на цилиндрических сваях.

коммуна

Дом необычной конструкции был построен по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата министерства финансов СССР и представлял собой экспериментальное жильё «переходного типа» — мост между прошлым буржуазным бытом и будущим социалистической коммуны.

По проекту авторов дом — это комплекс из блока «жилых ячеек» и коммунальных корпусов, в одном из которых располагались кафе-кулинария и детский сад, а в другом — механическая прачечная, сушилка и гаражи, в инфраструктуру входили спортивный зал, клуб, библиотека и даже солярий!

Вся архитектура дома Наркомфина подчинялась утопической задаче — освободить человека от всего мелкого, бытового, сплотить жильцов в едином созидательном порыве строительства социализма.

Общественное возвеличивалось, личное сводилось к минимуму. Отсюда следует логика небольших площадей и многоуровневых планировок «жилых ячеек». 2-ой и 3-й этажи жилого блока дома занимают ячейки типа «К» — двухуровневые квартиры, площадью 78 квадратных метров.

4, 5, 6-й этажи делят «верхние» и «нижние» ячейки типа «Ф» — небольшие 37-метровые квартирки совмещенного одноэтажного и полутороэтажного объёма, с разнонаправленными входами-лестницами и сквозным проветриванием (профилактика свирепствующего в то время туберкулёза) — поистине шедевр архитектурной мысли!

коммуна

Несмотря на ограниченную площадь, в таких квартирах были удачно вписаны кухонный блок — манифест домашних хозяек против «жизни у плиты», и душевая кабина. Большего не требовалось: «новый человек» не готовит дома, он принимает пищу в кафе или покупает еду «с собой», основательно моется в общественной бане, а дома — только гигиенический душ!

Скромные площади жилых помещений компенсировалось просторными светлыми коридорами и переходами между корпусами — «улицами».

коммуна

Здесь и на крыше дома гоняла на великах детвора, а после трудового дня можно было прогуляться в приятной компании соседей (вид из окон потрясающий) и комфортно в любую погоду!

Отдельного внимания заслуживала крыша, на которой впервые в СССР расположились 2 пентхауса для наркомов: финансов Н.А. Милютина и здравоохранения Н.А. Семашко.

коммуна

коммуна

Несмотря на «звездное» соседство, крыша была круглосуточно открыта для всех жильцов дома. Это была активно эксплуатируемая площадь: здесь принимали солнечные ванны, выгуливали детей, устраивали романтические свидания под луной.

За 86 лет своего существования дом Наркомфина никогда не реставрировался.

коммуна

коммуна

коммуна

Во-первых, после войны в архивах не оказалось чертежей здания и его коммуникаций, пентхаус Милютина в документах отсутствовал. Позже чертежи чудесным образом всплыли в цюрихском архиве знаменитого французского архитектора-конструктивиста Ле Корбюзье.

Во-вторых, материалы, которые использовались при постройке дома, были такими же новаторскими, как и сам проект. Стены дома были сложены из бетонных блоков, производимых прямо на стройке, звуко и теплоизоляция обеспечивалась камышитом (прессованным сухим камышом) — материалом недолговечным и трудноподдающимся восстановлению.

В-третьих, в постсоветское время дом растащило на кусочки множество собственников, согласовать реставрационные работы с каждым было очень сложно.

Но этим летом у дома появилась надежда на возрождение: 95% площадей выкуплено одним частным владельцем, определены сроки реставрационных работ.

Новое время диктует свои правила, и на месте дома-мечты теперь, наверное, будет элитная гостиница.

коммуна

Дом Наркомфина заживёт новой жизнью, а вот идея свободной социалистической коммуны так и останется наивной короткой историей страны победившего коррупционизма!

Федула Дорофеева

2 комментария к записи “Добро пожаловать в коммуну!

  • 20.10.2016 на 13:39
    Permalink

    «манифест домашних хозяек против «жизни у плиты», и душевная кабина» В слово «душевая» вкралась ошибка.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.