Маяковский-Булгаков: публичность и заграница

Маяковский-Булгаков: публичность и заграница

Побывала на прошлой неделе на выставке «Булгаков vs Маяковский».

В предыдущей статье я рассказывала о быте и личной жизни писателей. Сегодня поговорим об их публичной деятельности и отношении к загранице.

Удар 3. Публичность

Личная, общественная и творческая жизни Маяковского всегда происходили в атмосфере скандала: потрясали, вызывали возмущение или ликование, будоражили публику, как «красный плащ тореодора», но никогда не оставались в тени.

Реакция читателей всегда интересовала и влияла на окончательный вариант произведений Маяковского, если публика считала их «не совсем понятными», Владимир Владимирович вносил изменения и правил уже законченную работу.

Маяковский-Булгаков

Общение со зрителем было всегда «живым»: во время выступления поэт задавал вопросы — зрители отвечали в записках. Их Маяковский любил и коллекционировал. В архиве музея хранится около 700 штук! Среди таких посланий были и симметричные ответы на провокационные выпады поэта:

«Маяковский! Любите водку?…женщин?… наглых людей?…хулиганов?…воров? Совершали ли Вы убийство? За хулиганство сколько раз ночевали в ночлежке?»

Маяковский-Булгаков

Каждое выступление одиозного автора анонсировалось простой афишей — «Маяковский», и лишь за несколько дней до начала появлялась информация о его содержании.

Если в кассе оставались нераскупленные билеты, Владимир Владимирович садился и «торговал лицом» — тогда билеты разлетались, как горячие пирожки: зал был полон.

Жизнь напоказ была очень органична для эксгибиционистской натуры Маяковского и понятна для его друзей-футуристов.

Для Булгакова такой публичный успех был невозможен. Его произведения были по большей части «в стол» и прижизненных публикаций было немного. Громкий общественный резонанс получила пьеса «Дни Турбиных», премьера которой состоялась в 1926 году во МХАТе.

Маяковский-Булгаков

Спектакль неоднократно посещал И.В. Сталин. Судя по записям в гостевой книге, 17 раз! Несмотря на интерес вождя к этой пьесе, её критика была жёсткой:

«278 — (статей, рецензий) против, 3 — за»- писала в своём дневнике Елена Сергеевна. Но нашлись завистники и такого «успеха». Кучка «прогрессивных» советских лизоблюдов-писателей и режиссеров (Маяковского среди них не было) начали травлю и в конце 1929 года добились прекращения постановки всех пьес Булгакова во всех театрах страны! Пустили грязный слух, который дошёл до вершин власти, что Михаил Афанасьевич «не в себе», «душевноболен», и не надо относится к его письмам с жалобами на тяготы жизни серьёзно… Отчасти это было правдой, но не причиной, а следствием всех жизненных невзгод:

Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! <…> С конца 1930 года я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.

— писал Булгаков вождю в очередном письме, и самоубийство наверняка бы состоялось, но 30 апреля 1930 года застрелился Маяковский. Смерть поэта стала спасением жизни Михаила Афанасьевича.

Удар 4. Мир

Политическое сознание молодой советской республики в 20-30-е годы было достаточно прогрессивным: она пытался установить культурные связи в чуждом капиталистическом мире, и Маяковский стал глашатаем новых советских идей за границей.

Маяковский-Булгаков

Такая роль нравилась поэту:

Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг…

Владимир Владимирович посетил Германию, Францию, Польшу, Чехословакию, Испанию, Мексику, Кубу, США.

Маяковский-Булгаков

Радость от перемещений по миру немного омрачали языковой барьер и патологическая брезгливость, фобия «антисанитарии». С первой проблемой помогали справляться друзья: во Франции Маяковский общался на «триоле» (переводчиком была Эльза Триоле, сестра Лили Брик), в Америке — на «бурлюке» (Давид Бурлюк — близкий друг, поэт-футурист, эмигрировавший в США) и на «элли» (Элли Джонс — последняя любовь поэта).

А вторую решал чемодан-аптечка, который Маяковский брал с собой во все дальние поездки: в нем были средства дезинфекции, индивидуальные походные столовые принадлежности — всё, что помогало поэту чувствовать себя в безопасности.

Маяковский-Булгаков

В заграничных турне поэт читал не только стихи, но и представлял новый взгляд на «наглядную агитацию»: плакаты, афиши, наружную рекламу, которые он разрабатывал совместно с художником-конструктивистом, фотографом Александром Родченко. Это был настоящий прорыв, зарождение современного дизайна и рекламы в СССР, не менее яркий и запоминающийся, чем поэзия Маяковского.

Маяковский-Булгаков

Маяковский-Булгаков

Булгаков никогда не был заграницей, но мечтал и бредил выездом из страны. Сначала аргументом для отъезда было естественное человеческое желание путешествовать, затем появилась параноидальная затея разобраться с неким «В», ворующим его гонорары (заграницей Булгакова охотно печатали), потом — необходимость лечиться…

Когда началась травля, желание уехать стало отчаянным:

В годы моей писательской работы все граждане (беспартийные и партийные) внушали и внушили мне, что с того самого момента, как я написал и выпустил первую строчку и до конца моей жизни, я никогда не увижу других стран. Если это так — мне закрыт горизонт, у меня отнята высшая писательская школа, я лишен возможности решить для себя громадные вопросы. Привита психология заключенного. Как воспою мою страну — СССР?

Но ни прямые письменном обращения к И.В. Сталину, ни исторический телефонный разговор между писателем и вождём не открыли Булгакову мир. Власть понимала, что возвращения назад не будет: в Париже жил родной брат писателя. Неизданные на Родине произведения открыто печатались и находили своих читателей в Париже, Праге, Берлине, а значит обеспечили бы Михаилу Афанасьевичу безбедное существование там…

В 1927 году Булгаков заканчивает одно из своих лучших произведений — пьесу «Бег»… Сцены в Париже и Константинополе были написаны под впечатлением автора от рассказов его второй жены Любови Евгеньевны Белозерской. «Бег» — это взгляд на мир глазами женщины и сердцем Булгакова, почитайте надосуге, интересно…

Продолжение следует…

Федула Дорофеева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.