Как культурно плюнуть в лицо: выставка NSK

Как культурно плюнуть в лицо: выставка NSK

Знаете, как ощутить себя хоть сколько-то равным этому миру, где торжествуют потребление, невежество и злоба? Единственный способ — послать к чертовой матери всё, что мешает жить! Больше, больше хаоса, разрушений, только так можно прогнуть мир под себя, установить новый порядок!

выставка

Осенью в московском музее современного искусства Гараж проходит выставка «NSK: ОТ «КАПИТАЛА» К КАПИТАЛУ».

NSK (Neue Slowenische Kunst) — коллектив контркультуры, который был основан в 1984 году тремя группами — музыкальной Laibach, художественной IRWIN и театральной «Театр сестер Сципиона Назики». До 1992 года NSK существовал как творческий коллектив: его акции, концерты, театральные постановки, афиши и картины были вызовом не только традиционной культуре, но и господствующему мировому порядку.

А в 1992 году после распада Югославии творческий альянс NSK взял ориентир на коллективизм и объявил себя государством! NSK — альтернативное транснациональное государство без единых территориальных границ, но с общей эстетикой, мировоззрением.

В 1992 году коллектив приезжал в Москву открывать посольство Государства NSK: на Красной площади развернули огромное полотнище «Черного квадрата» К. Малевича, акция называлась «Black Square On Red Square». Вместе с местными художниками участники NSK опубликовали «Московскую декларацию» — о том, что «бывший Восток» умер, но дело его живет. И даже выдавали всем желающим паспорта своего утопического государства.

Государству NSK уже более 20 лет, оно существует внутри действующей социальной системы Европы и пытается воздействовать на неё с помощью своих уникальных художественных стратегий: «ретрометода», «отстранения», «сверх идентификации», «акцентирования экономики удовольствия».

Всё это достигается невероятной эклектикой, смешением несовместимых эстетик нацизма и коммунизма, реализма и абстрактного искусства, Востока и Запада. Их двусмысленное сопоставление — главный принцип деятельности NSK: вызывающие афиши с политической подоплекой, невероятное сочетание русского авангардного искусства на одной плоскости с головами убитых животных, многочисленные фото участников NSK в милитаристком стиле и всё это под индустриальный железный шум и скрежет.

выставка

Воздействие на психику — сильнейшее: от негодования до полнейшей растерянности и шока, поэтому в истории NSK множество скандальных эпизодов.

Расскажу о наиболее радикальных.

1. Концерты музыкального «подразделения» NSK.

Участие группы Laibach на 12-й музыкальной биеннале в Загребе закончилось национальным скандалом. Причиной столь мощного резонанса стало оформление концерта, которое включало инсталляцию из 4-х видеомониторов, по которым транслировался пропагандистский фильм М.Любича «Революция ещё продолжается». В определённых частях фильма, где Иосип Броз Тито (маршал, главный коммунистический лидер Югославии) произносил речь, на него «накладывались» кадры любительского порно. В какой-то момент на сцену ворвались организаторы, вооруженная охрана и даже солдаты, но концерт всё равно состоялся!

выставка

2. Граффити проекты художественного «подразделения» NSK.

В 1984 году группа художников начала создавать шокирующие граффити на стенах клуба Disco FV в рамках рок и панк-культуры. Одна из выставок называлась «Святой Урх. Расправы и пытки в Штирии и Приморье». Её главным мотивом стала жестокость Второй мировой войны. В экспозиции были представлены изображения убийств и пыток концлагерей, переплетающихся с изображениями танца.

Для авторов граффити, ритуалы танца, ритуалы пытки и манера поведения посетителей рок-клуба имели общие черты!

выставка

3. Публичные акции театрального «подразделения» NSK.

Само название «Театр сестёр Сципиона Назики» несло деструктивную энергетику. Сципион Назики — римский консул, приказавший разрушить Римский театр. Эта структура NSK тоже прекратила своё существование в 1987 году, реализовав акцию «Акт саморазрушения». После чего, анонимные члены группы раскрыли свои имена и основали новое революционное театральное подразделение NSK — Космокинетический театр «Красный лётчик». Новаторство его постановок заключалось в синтезе новейших достижений науки и техники с театральным искусством.

выставка

«Красный лётчик» объединял пространство сцены и зрительного зала, называя его «обитаемой структурой». В 1991 году в Любляне был поставлен весьма необычный спектакль — «Драма-обсерватория «Капитал». Было создано пространство, имитирующие интерьер космического корабля, вокруг которого вращался космос, заполненный зрителями. По эскизам русского художника-авангардиста К. Малевича были созданы декорации: зигзагообразные стены из черно-белых крестов, которые можно было перемещать. Суть спектакля заключалась в подчёркивании изменчивости отношений между наблюдателем и наблюдаемым, непостоянством пространства снаружи и внутри.

Вообще, проект NSK оказался очень деятельным и продуктивным. Сфера их творческой реализации не заканчивается концертами, театром и изобразительным искусством, а интегрируется в социум при помощи собственных кинофильмов, TV-проектов, архитектурных экспериментов, создания предметов мебели и интерьера.

Неизменным остаётся стиль разнонаправленной деятельности NSK: взрывной, неудобный, одиозный. NSK издевается над шаблонным сознанием обывателя, но если поддаться их контркультурной пытке — есть шанс взглянуть на мир шире и найти эстетику там, где большинство видит только хаос и разрушение.

Федула Дорофеева

Фото: Алексей Народницкий
Материалы в информационных целях взяты с сайта garagemca.org. Здесь же подробности посещения выставки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.