Орловский священник отец Игорь: о роскоши священников, православии и популярности веры на Орловщине

Орловский священник отец Игорь: о роскоши священников, православии и популярности веры на Орловщине

В 2015 году православие на Орловщине отметило 600-летний юбилей. О том, что этот праздник значит для родного края, я узнала от знакомого орловского священника, протоиерея, служителя Орловского Богоявленского Храма – отца Игоря (в миру Игорь Чистюхин). Отец Игорь – современный, образованный человек, оптимист и верный православию человек.

отец Игорь

Отец Игорь, расскажите немного о себе, как и в каком возрасте к вам пришла мысль посвятить свою жизнь Православному служению, стать священником?

Во служение пришел в 32 года. До этого я преподавал в институте этнологию, получал степень кандидата наук, работал на должности доцента. Этнология – наука, изучающая культуры народов мира. Если немного обобщить, то анализирование культур тех или иных народов привели меня к размышлениям о смысле и ценностях человеческой жизни, например, что является главным в нашей жизни, а что проходящим и второстепенным. Что помогает в достижении поставленных целей, а что тормозит, уводит человека в сторону от чего-то важного.

Решающим толчком для изменения своей жизни послужила поездка в монастырь Оптина Пустынь летом 1993 года, где мне довелось познакомиться с монахом-игуменом отцом Павлом, в прошлом коренным петербуржцем, закончившим университет и аспирантуру, но впоследствии оставившим всё мирское и ушедшим в Оптинский монастырь. Общение с ним заставило меня задуматься о внутренних и внешних переменах в моей собственной жизни. В итоге, всё получилось как-то само собой.

По благословению отца Павла я принял решение посвятить свою жизнь духовному служению. Спустя некоторое время был рукоположен в священники и вот уже почти два десятка лет я несу служение в нашей Русской Православной Церкви. В настоящее время в чине протоиерея служу в старейшем в Орле Богоявленском соборе. Кроме того, я настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Дьячье Орловского района, который мы восстанавливаем из руин.

Этнология сыграла столь важную роль в вашей судьбе?

Это всё очень индивидуально. В моём случае, да, изучение различных культур, безусловно, сыграло свою роль, но ведь главное это то, что я всегда был очень верующим человеком, так что мою веру в Бога изучение этнологии только лишь укрепило. Я и сейчас не перестал интересоваться этнологией. Я не только действующий священник, но и преподаватель ОГУ, кандидат педагогических наук, доцент. Вместе с единомышленниками и по мере возможности я провожу исследовательские путешествия. Мне несколько раз удалось побывать в Греции на Святой горе Афон.

В ходе этнологических исследований удалось найти что-то ранее не известное?

Несколько лет назад с Божией помощью удалось организовать экспедицию в Грецию и в Украину, где в сопровождении съёмочной группы мы восстановили путь следования святого Кукши. Нашей целью было понять и ощутить суть его древней миссии сюда, к язычникам-вятичам, откуда потом пошла орловская земля. Мы узнали, что именно на нашей земле великомученик Кукша принял мученическую смерть, но оставил после себя множество последователей и увековечил своё имя в преданиях.

По результатам экспедиции был выпущен документальный фильм, приобретенный телеканалом Россия, организована интереснейшая фотовыставка. А совсем недавно была издана моя книга «Апостол Вятичей», посвященная жизнеописанию святого мученика монаха Кукши. Это был бесстрашный монах, в одиночку пришедший с христианской миссией на языческую тогда землю вятичей из Киево-Печерского монастыря.

отец Игорь

Когда точно на Орловщине появилось православие?

Орловский край крестился одним из самых последних на Руси, так как здесь в тот период были глухие и малонаселенные места, владения древних вятичей. Если киевляне приняли христианство в 988 году, то наша орловская земля была крещена спустя пять столетий. В этом 2015 году праздновался юбилей — 600 лет крещения Орловщины и установления на этой земле Православной Епархии (1415). Так вот по состоянию на 1918 год (то есть спустя 500 лет) на территории уже Орловской губернии было 988 храмов. В одном Орле их было более 40. Но в октябре 1917 года наступили разрушительные для русской Православной Церкви времена. Власть перешла в руки большевиков, обожествляющих лидеров большевистской партии и объявивших борьбу Православию. Когда в октябре 1941 сюда пришли немцы, в Орловской области работало только два храма, к 1979 году — 15.

Стремительное крушение идеологии СССР и последующий распад некогда огромной страны в 1991-м году завершило более чем 70-летнее официальное гонение на Православие.

Да, восстановление идет полным ходом. Но откуда РПЦ берет деньги? В обществе говорят и о том, что православные священники — это очень богатые люди. Так ли это?

Богатые люди — это серьёзное заблуждение. Денег у каждого храма ровно столько, сколько жертвуют прихожане. Других доходов не бывает.

Но все же в прессе часто появляются примеры роскошной жизни священников.

В Православных храмах можно встретить разных священников: каждый со своей историей, характером. И я тоже читаю, что где-то священник в дорогую машину сел, где-то дорогие часы блеснули… Однако намного чаще вы можете увидеть, что священнику не на что своих детей кормить. Но это, уверяю вас, мало кому интересно. Ну скажите сами, где храму брать деньги? Только от прихожан и только в виде пожертвований. Безусловно, можно венчание, например, проводить возле пенька на лужайке. Только все хотят, чтобы, зайдя в храм, вы оказались в уютной теплой и чистой атмосфере, чтобы клирос замечательно пел на литургии, цветы благоухали и т.д. Да и сам священник выглядел достойно и опрятно. Включите сюда обслуживание и ремонт, облагораживание территории. Содержание храмового здания — дело дорогое. С другой стороны, если к священнику обратятся с просьбой о помощи, он денег не попросит, и вам решать, пожертвовать ему какую-то сумму или нет. Все деньги храма – это пожертвования. Для восстановления Храма из руин деньги нужны очень большие, мне это известно из личного опыта. А пожертвований зачастую бывает совсем недостаточно.

отец Игорь

Отец Игорь, а как люди относятся к Богу спустя более чем 70 лет?

Люди и их внутренняя духовная потребность сами явились источником возрождения Русской Православной Церкви в России. Никакая реклама, никакая пропаганда здесь не работает. Если в деталях, то человек не верил никогда ни во что, а тут в одночасье приступает к молитве. Конечно, не массово, но многие люди в сложные моменты жизни, находясь в немощи, на распутье или в периоды отчаяния, самостоятельно ощущают внутри себя потребность в некой внешней помощи, для того, чтобы изменить ситуацию, на которую собственных сил уже недостаточно. Так было всегда, даже при СССР.

В смутные перестроечные времена конца 80-х — начала 90-х годов XX века действительно к Православию пробудился повышенный интерес. Началось активное восстановление храмов из руин, строительство новых храмовых зданий, возрождение столетиями существовавших ранее паломнических мест, монастырей и т.д. В Орловской области на сегодня насчитывается 157 храмов, если говорить об отдельных зданиях. Но ведь есть ещё домовые храмы, храмы при институтах, при больницах. Таких насчитывается 200 приходов. Однако больше сотни храмов на Орловщине и сейчас находятся в разрушенном состоянии и требуют восстановления.

Увеличивается ли количество прихожан в орловских храмах со временем?

Смотря какими отрезками времени мерить. Если к концу 80-х годов работало 3-4 храма, то на Пасху храмы были переполнены и прихожане толпились на близлежащих улицах. В 90-е годы был очень большой приток молодежи. Тысячи людей шли в церковь, ощущая потребность в настройке собственного мировоззрения через ближайшее и понятное им по духу Православие. Можно уверенно сказать, что количество прихожан на сегодня стабильное. Например, по тем приходам, где я призван служить, на прошлой неделе было около 20 взрослых причастников и более 90 детей. На все Великие Православные Праздники существующие храмы в Орле переполнены людьми.

отец Игорь

Нуждается ли новое поколение в вере?

Те, кому вера не нужна, в храм не ходят. Начало православной жизни начинается в семье. С бабушек, с дедушек, родителей, детей. Но современная жизнь с ее мирскими удовольствиями как бы исключает необходимость воцерковлённой жизни. Сейчас церковь нужна для того, чтобы кого-то покрестить, повенчать, отпеть и всё. Иисус Христос нужен тому, кто испытывает в нем нужду.

Какое представление о православной церкви складывается у современного человека?

Многие считают, что церковь — это социальное учреждение, но мы отбиваемся от этого всеми фибрами души. Церковь никогда не стремилась накормить, напоить человека, уложить его спать. Для этого есть молодёжные объединения, волонтерские движения, социальные службы, а церковь этим не занимается. Западные христианские общины превращаются в социальные учреждения, наравне с библиотеками, музеями, ресторанами. Они потеряли понимание церкви, заложенное ещё первыми апостолами. Там практически отсутствуют духовные авторитеты. А наша задача сохранять православие, доставшееся нам с апостольских времен и окроплённое кровью тысяч мучеников за веру.

Варвара Шило

1 комментарий к записи “Орловский священник отец Игорь: о роскоши священников, православии и популярности веры на Орловщине

  • 23.12.2015 на 21:39
    Permalink

    Поклон Отцу Игорю из Курска
    Очень интересно и вдохновенно

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.