Ценностные ориентиры современной молодежи

Современные проблемы формирования системы ценностных ориентаций юношей и девушек

Современное общество характеризуется огромным количеством доступных средств и способов информационного воздействия на человека. В таких условиях особенно остро встает вопрос о возможных препятствиях в гармоничном формировании мировоззрения людей. Это связано, как правило, с большими потоками информации, имеющими иногда корыстную направленность и воздействующими на мировоззренческие ориентиры человека.

Мировоззрение, как известно, — это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, его убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Фактически, мировоззрение можно считать одним из наиболее значимых регуляторов поведения людей в обществе.

Средства массовой информации — один из самых влиятельных факторов на мировоззрение молодого человека. Огромное количество современных фильмов с фрагментами насилия и элементами военных действий, некачественная фантастика, уродливые клипы, безобразная реклама, обман, нецензурная брань, безвкусные передачи – это лишь малая доля того, с чем сталкивается молодой человек в повседневной жизни И это является содержанием телевизионных передач по многим каналам. Вместе с тем, так называемая «телевизионная» культура и Интернет формируют мировоззрение молодого человека, оказывают влияние на его взаимоотношения с окружающими.

Самое неприятное в этой ситуации, что значительным числом пользователей этой информации являются молодые люди, которые еще не умеют защищаться от потока негативной информации. Большая часть молодежи имеет доступ в Интернет, однако, число сайтов, где можно получить адек-ватную информацию составляет всего десятую часть от общего числа ресурсов.

Обратимся к материалам статьи «Зона комфорта» Артемия Лебедева, опубликованной на сайте автора 23 сентября 2011 года. В ней рассказывается про зону комфорта русского человека: «У человека, который живет в Европе, зона комфорта распространяется дальше, чем его квартира: она захватывает его лестничную площадку, его дворик, его улицу, его квартал. Его центр города.

В России традиционно зона комфорта заканчивается у человека его входной дверью. Обивка, которую он сделал себе на дверь, еще будет входить в зону комфорта, а вот сантиметр от порога уже нет. Человеку все равно, что там: страшная масляная краска, велосипед или какой-то пятидесятого года сундук, выставленный соседями.

Что еще входит в зону комфорта русского человека? Безусловно, одежда: люди любят покупать себе красивую одежду. Даже когда они выходят из дома и идут по дровяным мосткам, они всегда это делают в очень красивой обуви, очень красивых брюках или красивом платье. Оно должно быть очень дорогим и на последние деньги купленным.

И машина, безусловно, входит в зону комфорта. Человек с удовольствием покупает себе очень дорогую машину. Причем с ходу непонятно, как это он на нее заработал 150 тысяч долларов, а в компании, которой он владеет, туалетные кабинки разделены не сплошными стенами, а маленькими перегородочками, как в школе. То есть все видят и слышат, что происходит в соседних кабинках».

Автор убежден, что так обстоит дело во многих городах и у многих людей. Тем не менее, современные молодые люди склонны не замечать этого и не давать «комментариев», лучше позаботиться о красивых номерах на автомобиль или о замене старого телефона на новый, более «крутой».

Несомненно, мировоззрение молодого человека нуждается в формировании, а значит и в целенаправленном процессе, который может быть эффективно претворен в жизнь в условиях обучения и воспитания молодых людей в вузах, техникумах, колледжах. Для этого необходима целая система мер, включающая в себя мероприятия, реализующие задачи духовно-нравственного, патриотического, семейного воспитания. Педагогам целесообразно использовать самые различные методы и формы для проведения этой работы: от индивидуальной беседы со студентом до организации массовых молодежных проектов. Это будет способствовать и повышению уровня мотивации к учебе, которая сама по себе должна являться ценностью для обучающегося.

Конкретизируя цели формирования мировоззрения юношей и девушек, обучающихся в высших и средних учебных заведения страны, можно выделить следующее:
— создание условий для дальнейшей профессионализации учащейся молодежи; обеспечение ее духовно-нравственного становления;
— оказание помощи обучающимся в социальном и профессиональном становлении;
— освоение личностью системы профессиональных ролей и становлении профессиональной культуры в целом.

Эти цели обусловлены новой парадигмой профессионального воспитания и развития мировоззрения молодых людей, приобретающих профессию.

Нельзя забывать, что для духовного становления личности и формирования ее системы ценностных ориентаций в ходе профессионального образования необходима также благоприятная окружающая среда, то есть система условных связей и отношений, влияющих на учебно-воспитательный процесс и определяющих в целом «климат» в учебном заведении.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что формирование мировоззрения молодых людей, обучающихся в вузе сложный и неоднозначный процесс, который требует от его организаторов вдумчивой и серьезной работы, вдохновения и целеустремленности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.