Беседа с раввином Нохумом Железновым о религии, человеке и традициях.

Беседа с раввином Нохумом Железновым о религии, человеке и традициях.

Религия смысла
С самого рождения Земли Всевышний завещал своим детям любить и почитать Его, молиться и восхвалять Его. Давно-давно наши предки верили в Единого Бога, затем стали поклоняться идолам, а через столетия на Земле появилось множество различных религий, таинств, обрядов… Не нам судить — кто прав, а кто виноват, кому откроются врата рая, а кому прямая дорога в преисподнюю… Тут уже стоит говорить о наших с вами поступках и проступках. Именно о религии, человеке, традициях я и решила побеседовать с умным, мудрым и религиозным человеком – раввином* Нохумом Железновым.

Вопрос противостояния
S57: Нохум, почему же Вы отказываетесь фотографироваться?
Нохум: Мне это не нужно. И, кажется, в Талмуде или ещё в каких-то священных источниках говориться о том, что благословение сходит на тех людей, которые не показывают себя толпе.

S57: У Вас характерный акцент и в тоже время правильное произношение русских слов. Вы родились в России?
Нохум: Да, родился в России, в Подмосковье, но уже в 16 лет уехал в Израиль. Прожил там семь лет.

S57: А как Вы оказались в Орле?
Нохум: До переезда сюда, работал в Пинской общине (Пинск — город областного подчинения, центр Пинского района Брестской области и Республики Беларусь, — прим. ред.), но одновременно искал другую работу. Оказалось, что именно в Орле до сегодняшнего дня не было религиозной еврейской общины. Местные евреи пригласили меня для того, чтобы создать здесь синагогу*. Некоторое время назад нам дали для этого помещение, правда пока оно мало чем похоже на синагогу, и пока здесь молюсь только я.

S57: Но ведь Орле до революции была еврейская община и даже была своя синагога. Здание в целости и сохранности по сей день.
Нохум: Согласен. Только сегодня в здании синагоги учебное заведение.

S57: Нохум, а Вы пробовали вести переговоры с мэром или губернатором, о том, чтобы вернуть историческую ценность в руки общины?
Нохум: Как раз 5 декабря на встрече с представителями областной и городской властей обсуждался вопрос возварщения синагоги евреям. Более того, в России есть закон, по которому возвращают отобранные в годы Революции и ВОВ ценности и строения… Но точно пока ещё этот вопрос не выяснял.

S57: Как Вы считаете откуда идут такие явления как антисемитизм и нацизм?
Нохум: Люди по своей натуре опасаются всего необчного, чуждого и иногда это вызывает реакцию протеста. Тот, кто ближе знаком с евреями, живущими по традициям, знает, что евреи несут в себе доброту и гармонию. Если я, например, сталкиваюсь с проявлением антисемитизма или нацизма, то в первую очередь начинаю искать недостатки в себе и страюсь их устранить. И в идеале согласно священному писанию, как только евреи смогут жить в гармонии с самими собой, то и такие явления как антисемитизм, расизм, нацизм просто исчезнут.

S57: А что нужно, чтобы русский человек попал в Израиль на пмж?
Нохум: К нам не может приехать человек совсем без еврейских корней. По закону Торы еврейская кровь передаётся по материнской линии, но закон репатриации в Израиле не такой строгий, как закон по Торе. Так что, даже если жена — еврейка, то и вся семья соответственно тоже, включая супруга.
Когда традиции касаются всех

S57: Давайте поговорим о ваших традициях и о таком еженедельном празднике, как Шаббат*. Что он сегодня значит для иудеев?
Нохум: Встреча Шаббата — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемыми атрибутами Шаббата являются стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерная пища и вино. Также это день, который ты можешь уделить Богу, семье и детям.

S57: А что значит кошерное и некошерное блюдо?
Нохум: Кошерные продукты — те, которые разрешает употреблять в пищу Тора*. Основные запреты распространяются на насекомых, пресмыкающихся, большую часть морепродуктов, кроме рыбы. Кроме того, есть определённые правила забоя скота и птицы, прописанные опять же в Торе.

S57: Насколько я знаю в Израиле все военнообязанные и парни, и девушки. А как же учащиеся Иешивы*?
Нохум: Во-первых, многие религиозные евреи служат в армии, хотя согласно принятому законодательству Израиля учащиеся Иешивы не обязаны призываться; во-вторых, согласно официальной статистике около 40% военнообязанных по разным причинам не попадают в армию и всего 8-9% из них – это религиозная молодёжь. Правда СМИ преподносят религию, как «откос» от армии. Кстати, по признанию армейских чинов израильская армия по финансовым причинам не сможет обеспечить ещё и тех ребят, которые учатся в Иешивах.

S57: Интересно, а во время священной субботы военнослужащие имеют право на выходной?
Нохум: Да и в армиии он выходной в том числе. В Израиле, согласно государственному закону от 1948 года, суббота начинается с захода солнца в пятницу и заканчивается заходом солнца в субботу. У нас есть и те, кто работают в субботу – это сотрудники магазинов, городского транспорта, больниц… Большинство евреев так строго не хранят традиции, как мы раввины.

S57: Тем не менее, сегодня все евреи празднуют Хануку. Расскажите об этом празднике.
Нохум: Празднование связано с историческими событиями. Во втором веке до нашей эры шло противостояние между евреями и греками, и, наконец, наступил Великий день освобождения Второго Храма. Позже еврейские мудрецы данную победу решили увековечить и назначили праздник Ханука. В этот день в синагоге и в наших домах зажигается ханукия (подсвечник с восемью свечами, — прим. ред.), готовятся сладкие пончики и молочные блюда.

S57: Нохум, а что же такое иудаизм?
Нохум: Передать внутреннее содержание очень сложно. Пожалуй, иудаизм — религия смысла.

*Словарь
Раввин — разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, совершает некоторые обряды, произносит в синагоге проповеди религиозно-нравственного содержания.
Синагога — помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни иудейской общины.
Шаббат в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Тора в основе своей — это проявление Божественной мудрости в сотворённом Им мире, однако выражается она в нём в виде конечных форм, таких, как слова.
Иешива в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Торы. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия Иешива служит для подготовки учёных к званию раввина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.